Монтаж крупногабаритных шин

 

 Во многих изданиях, журналах, рекламных материалах большое внимание уделяется информации об особенностях современных крупногабаритных шин (КГШ), правилах их эксплуатации, качественному ремонту, рекомендациям о том, что нужно делать, чтобы получить максимальную отдачу и техническую и экономическую. И мы тоже не последние в этом списке. Однако к своему удивлению я обнаружил почти полное отсутствие информации о правильном монтаже и демонтаже КГШ и на просторах интернета, и у наших коллег – профессиональных шинников.

 Правильный монтаж крупногабаритной шины на колесный диск – первое условие долговременной и успешной эксплуатации КГШ. Еще во времена СССР Днепропетровским филиалом НИИ шинной промышленности, а в последующем НИИ КГШ, были разработаны в 1976 году "Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин".

Правила были обязательными для всех хозяйств и предприятий, эксплуатирующих шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин. Ответственность за выполнение Правил возлагалась на руководителей хозяйств и предприятий. Контроль за соблюдением Правил осуществлялся министерствами и ведомствами, которым подчинены хозяйства и предприятия. Лица, виновные в нарушении Правил, привлекались к ответственности.

За 40 лет кардинально ничего в общем то и не изменилось. Кроме одного – нет СССР, нет Министерства , каждое предприятие формирует требования к шинам, их монтажу и эксплуатации основываясь на рекомендациях производителей. Нет единого стандарта и Знака качества.

    Итак вот основные правила, которые собственно говоря действуют все эти годы:

1. Монтаж и демонтаж шин должны осуществляться на шиномонтажном участке с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента в условиях, исключающих попадание грязи на камеры, ободные ленты и в покрышки. В полевых условиях монтаж - демонтаж шин должен осуществляться с применением передвижных и переносных приспособлений. Применение кувалды запрещается !!!

2. Монтажу подлежат только исправные, соответствующие по размерам и типам покрышки, камеры, ободные ленты, ободья, бортовые, посадочные, распорные и замочные кольца. В новые покрышки необходимо монтировать новые камеры и ободные ленты. Это же рекомендуется и для покрышек, восстановленных наложением протектора. Для бескамерных шин рекомендуется использовать новый вентиль и уплотнительное кольцо.

3. Покрышки, камеры и ободные ленты, поступающие для монтажа, должны быть чистыми и сухими.

4. Шины, хранившиеся при температурах ниже 0 °C, перед монтажом на ободья следует отогреть до плюсовой температуры.

5. При монтаже шины на обод колеса необходимо следить за правильным положением вентиля камеры, не допуская его перекосов.

6. Ободья, бортовые, посадочные, распорные и замочные кольца должны иметь правильную форму, без деформации или повреждений, очищены от ржавчины и окрашены. Отверстия для крепления дисков не должны быть разработаны.

7. При накачивании шин для обеспечения безопасности следует пользоваться специальными ограждениями. Для достижения плотной посадки борта шины на полку обода, исключения складок и изломов ободной ленты и камеры заполнение шин воздухом необходимо производить следующим образом:

  • накачать шину до давления, соответствующего норме;
  • стравить воздух из шины до атмосферного давления;
  • накачать шину до давления не более 1 Бар, доведя его до нормы после установки шины на машину и закрепления ее на ступице.

8. При накачивании шин не рекомендуется вывинчивать золотники. Шланг, подающий сжатый воздух при механической подкачке, должен быть снабжен специальным наконечником, обеспечивающим нажатие на иглу золотника для свободного поступления воздуха в камеру, и предохранительным вентилем, отрегулированным на максимально допустимое давление в шине.

9. Для предохранения золотников от загрязнения и повреждений на всех вентилях должны быть металлические, резиновые или иные надежные колпачки. Запрещается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями, не позволяющими замерять давление воздуха в шинах.

10. Сдвоенные колеса следует устанавливать так, чтобы "окна" дисков были совмещены и вентиль выведен в "окно". Это будет способствовать облегчению доступа к вентилю при замере давления воздуха в шинах. Запрещается установка и снятие одного из сдвоенных колес крупногабаритных шин без полного выпуска воздуха из обеих шин.

11. Монтаж наружных шин необходимо производить серийными номерами наружу (при ненаправленном рисунке протектора), а внутренних - в сторону карданного вала.

Любой специалист скажет, что это все действующие правила, но поверьте мне – это цитата из указанного выше «древнего документа». К огромному сожалению многолетний опыт и стабильность требований производителей и служб Техники Безопасности не исключают возникающие нарушения, и как следствие взрывы шин, травмы и т.д. Из практики известно, что наиболее сложным и трудоемким для обслуживающего персонала процессом является снятие (сдвиг) бортов шины с посадочных полок обода (для неразборных ободьев), извлечение обода из шины (демонтаж) и предварительная их сборка (монтаж). Сложность выполнения операции сдвига обусловлена явлением «прикипания» шины к ободу. Необходимость выполнения операций монтажа-демонтажа определяется во многих случаях типом обода (неразъемный, разъемный), его профилем, а также схемой работы монтажных станков, конструкцией ручного монтажного инструмента.

Монтажно-демонтажные работы осуществляются в соответствии с инструкциями производителя квалифицированным персоналом с помощью специального оборудования и инструмента. Шины и уплотнительные резиновые кольца, поступающие для монтажа должны быть чистыми и сухими.

Основание обода, съемные бортовые закраины, съемное посадочное кольцо, пружинное замочное кольцо должны быть без деформаций и повреждений, очищены от ржавчины и окрашены.

При монтаже шины на обод необходимо соблюдать осторожность, не допускать повреждения бортов шины, уплотнительного кольца и элементов обода, обеспечивающих герметичность соединений. Шина в сборе с ободом показана на рисунке.

Конечно выполнение и строгое соблюдение правил монтажа и демонтажа КГШ – это первый и возможно единственный путь к безопасной работе, долговременной и эффективной эксплуатации шин. Все без исключения производители шин предъявляют к эксплуатации четко сформулированные требования по монтажу и демонтажу, эксплуатации, хранению и перевозке шин. Правильный демонтаж шины требует сохранить все эксплуатационные характеристики шины в сохранности, не нарушить целостность полки посадочной зоны, провести без повреждения снятие шины с обода. Конечно, все начинается при монтаже: должна обязательно использоваться правильная монтажная паста, которая кроме удобства монтажа еще и защитит шину и диск в месте прилегания от коррозии. Ведь шина эксплуатируется на ободе иногда более двух (!!!) лет. А в дальнейшем – обеспечит более легкое снятие колец и шины с обода.

В данных вопросах производители оборудования для монтажа шин также не стоят на месте.

Компания SCHRADER (Франция) – один из ведущих мировых производителей высокотехнологичного современного оборудования для монтажа и демонтажа крупногабаритных, специальных, индустриальных и сельскохозяйственных шин. В линейке предлагаемого оборудования – специальные бортоожиматели для различных типов колесных дисков, которые с успехом используются многими предприятиями и профессиональными шинными сервисными компаниями.

До сих пор все предлагаемые на рынке модели бортоотжимателей довольно четко позиционировались по своему назначению: трех составные диски, пяти составные диски, посадочный диаметр и т.д. Одним из основных параметров были усилие отжима, максимальная длина вылета…  Но по опыту работы все четко понимали, что данное оборудование эффективно работает в основном с радиальными шинами. Если к вам попала в работу диагональная шина 24.00-35 или 35/65-33, то объем технических действий будет в 2-3 раза больше, нежели на шине радиальной конструкции. Самосвалы грузоподъемностью 55-60 тн являются одной их самых распространенных на сегодняшний день машин, использующихся добывающими предприятиями в РФ. Многие активно используют диагональные шины, учитывая их довольно низкую стоимость по сравнению с шинами радиальной конструкции. Необходимо отметить, что оборудование для мобильного монтажа/демонтажа используется не только при выездах к клиентам или в случаях экстренной работы в «поле». Учитывая универсальность, простоту использования, компактность, малый вес и экономичность в последнее время подобное оборудование все чаще используется и в стационарных мастерских сервисных компаний и крупных предприятий.

В начале 2017 года компания представила рынку новый мощный бортоотжиматель :

SUPER KOUSMA BEADBREAKER – Сверхлегкий (всего 14,5 кг)инструмент из армированного алюминия, снабженный высококачественным разъёмом для интенсивного использования.

Соответствует EN12100-1, EN12100-2 и 2006/42 / EC Стандарта. Он органично дополнил линейку бортоотжимателей KOUSMA BEADBREAKER производимого компанией SCHRADER для демонтажа шин.

Данный инструмент имеет набор практически уникальных свойств и дает возможность успешно работать с шинами 24.00-35 диагональной конструкции, а также учитывая тех. характеристики, может быть использован при работах с шинами 27.00R49.

Учитывая многолетний опыт работы с подобным инструментом необходимо отметить, что развитие технических возможностей мобильного инструмента, его универсальность дает отличную возможность модифицировать сам процесс разборки КГШ и сделать его более безопасным.

ООО «ТК Раут» является официальным дистрибьютором компании SCHRADER на территории Российской Федерации и с радостью предоставит Вам возможность ознакомиться с полным перечнем профессионального инструмента для монтажа и демонтажа КГШ.